Я убеждена, что любой писательнице нужно поддерживающее окружение. Просто жизненно необходимо.

Считается, что любое творчество – это такое индивидуалистичное занятие. Ходишь в свою студию и рисуешь картины, или сидишь в своей писательском домике у живописного окна и кропаешь свои романы. Мечта интроверта.

И, по сути, это так и есть: если кто-то допишет хотя бы одну страничку в ваш роман, он автоматически станет соавтором. Но если покопаться, то вдруг выясняется, что был союз писателей и Переделкино, целый городок писателей. А еще у писателей были секретари и жены, которые переписывали рукописи. То есть они редко писали одни.

Обыденная жизнь с ипотекой и подготовкой детей к школе (простите, мамы, за напоминание, я знаю, что это вам как мелом по стеклу), не располагает к запойному творчеству. Близкие скорее мешают и требуют исполнения социальной роли, а писательство воспринимают как инфантильное либо климактерическое хобби — в зависимости от вашего возраста.

Поэтому очень важно, чтобы у вас всегда был человек, который видит смысл и большую ценность в вашем творчестве.

Человек, который обязательно скажет вам, какая вы замечательная, увидев, что вы пробираетесь по жизненному дну, и подаст вам руку, вытащив вас наверх, в эмпиреи.

У меня этот человек моя редактор Дина Саблина. Она та, кто пользуется нашей разницей во времени и записывает мне утренние богемные аффирмации голосом в ватсап. Она замечает, что меня сразил очередной писательский блок, хотя я сама этого ещё не осознаю, и вытаскивает меня из него. Она всегда верит в меня как в писательницу. Ей абсолютно безразлично, что происходит в моей реальной жизни, ведь реальная жизнь сурова и заставит меня справиться с ней как можно скорее. Вместо этого она — единственная, кто стоит на страже моей творческой жизни, кто ждёт моих текстов.

На втором месте по важности — другие писательницы.

Кто-то не любит общаться с коллегами, видя в них конкуренток, но мы скорее соратницы по общему делу — делать читательниц счастливыми. Ты не можешь выдавать по роману каждую неделю, а читатели не могут ждать. Так вот, пока они ждут, можно посоветовать роман коллеги. А ещё можно писать вместе: мотивировать друг друга, вместе преодолевать писательские блоки, жаловаться на своеволие персонажей, которым когда-нибудь доведут вас до седых волос.

А на третьем месте – это ваши поклон… читательницы.

Кто ждет ваших текстов, кто влюблен в ваших героев и вы не можете их подвести, вы хотите устроить им скорую встречу и только поэтому каждое утро вы садитесь на ваш текстовый файл и пишете новую главу, приближающую вас к публикации.

Так вот, мораль всей этой истории в том, что писательницы — нежный народ, и каждой из них обязательно нужно лелеять эту искру творчества всеми возможными способами, а в первую очередь — искать поддерживающее окружение. Неподдерживающее у вас и так уже есть.